воскресенье, 13 августа 2017 г.

"Церковный этикет" Рассказ священноинока

Когда мы делаем первые шаги, то часто набиваем шишки и ссадины. Даже, когда повзрослев – все это повторяется, только уже учимся не ходить, а покорять новые горизонты. 

Все мы с детства выучили правила хорошего тона или как говорится этикет. Когда тебе кто то что дал, подарил или сделал, тогда нужно говорить «Спасибо», на что тебе тут же ответят «Пожалуйста». Если дело происходит в столовой, то обязательно тому, кто кушает нужно пожелать приятного аппетита, и если рот не очень занят у едока, то он обязательно скажет: «Спасибо»! Так нас выучили в школе и так мы с этим багажом идем по жизни дальше.


Но, вот в жизни произошел новый виток и многие стали ходить в храмы, молиться Богу и при этом стараться впитывать, как губка, утерянную культуру общения и тем самым пытаясь ее возродить.

Вспоминается случай из моей жизни.
Был я послушником мужского монастыря во Владимире. Старался во всем идти по послушанию и даже в общении избегать всего мирского. Все это новое меня вдохновляло и давало силы. Но, однажды Господь спустил меня на землю, преподав урок через одного иеромонаха.

Трапезная. Фото с сайта

Было у меня послушание трапезника. Это тот, который накрывает в монастырской трапезной на столы, а затем убирает и моет посуду. Так вот, однажды я пришел в трапезную и застал одного иеромонаха вкушающего обед. Он по каким-то причинам, не смог отобедать вместе со всеми и поэтому вкушал один.  


Будучи вежливым и учтивым к старшим, я тут же решил пожелать батюшке приятного аппетита, но не по мирскому, а по церковному, мы же в монастыре жили. «Батюшка! Ангела за трапезой!» - смело проговорил я. Иеромонах, как и полагается, сразу ответил по этикету, короткой фразой. Это было понятно, т.к. на приветствие полагался ответ и он соблюл все тонкости и продолжил уплетать обед. 

Смущение наступило сразу. Его ответ был другим. Мои уши были настроены на другую фразу, отвечать которую я научился в монастыре. «Незримо (невидимо) предстоит!» такой репликой должен был закончиться этикет диалога, но здесь было что то другое, и это самое ввело меня в ступор. Я встал как вкопанный, не понимая, что здесь не так. Вроде и диалог состоялся, но в тоже время привычного ответа я не услышал. 

Раз пять переспрашивал иеромонаха о его ответе на мое пожелание «Ангела за трапезой» и каждый раз он мне отвечал. Ему было забавно наблюдать, как своим ответом он ввел молодого послушника в ступор. 

В какой-то момент, испросив прощения за свое тугодумие и надоедливость, иеромонаха попросил растолковать то, что он уже много времени пытается мне сказать.

И он начал. «Сижу я ем, никому не мешаю. Вдруг появляешься ты и желаешь мне Ангела за трапезой. Глядя на скудный монастырский стол, отвечаю тебе, что тут самим жрать нечего, а ты еще Ангела мне желаешь пригласить». Только после такого толкования, до меня дошло, что батюшка, иеромонах Александр (Петров), ответил мне: «Самим мало!» вместо положенной: «Незримо предстоит!».

Такие они шутники – эти иеромонахи, да и вообще монашествующие!

Этот урок церковного этикета я взял себе на вооружение. Иногда и со мной случаются подобные ситуации. Представьте себе такую картину. К примеру, иногда находясь в паломничестве и обедая в трапезной, мимо меня «проплывает» с подносом одетая в длинное платье православная христианка. Видя батюшку, вкушающего обед она произносит все те же слова приветственного диалога: «Батюшка, Ангела за трапезой!» На что  с благодарственным взглядом и улыбкой отвечаю внимательной матушке: «Самим мало!» 


Вот тут начинается самое интересное! 
Некоторые, слыша этот ответ, сразу входят в ступор и останавливаются вместе с подносом, как будто уперлись в невидимую стену. Встают сразу на месте с раздумьем от услышанного, как и я в свое время. Есть же и другие, адекватные люди, которые не растеряли чувство юмора. Такие, улыбнувшись, идут дальше к своему столику для вкушения трапезы.



Имя иеромонаха подлинное и он уже много времени преставился ко Господу. Царствие тебе Небесное, дорогой батюшка, иеромонах Александр!






Комментариев нет:

Отправить комментарий